Что такое вишинг и как от него защититься?
Вишинг или голосовой фишинг – это вид кибератак, в которых злоумышленники используют телефонные звонки и хитроумные методы социальной инженерии, чтобы собрать конфиденциальную информацию у своих целей.
Вишеры очень убедительно угрожают и разговаривают с жертвой. Обычно они представляются сотрудниками правоохранительных органов или банковскими работниками, сообщая цели, что ее счет был взломан. После этого жертве предлагается установить вредоносное ПО, замаскированное под легитимное приложение или упакованное в обычный ZIP-архив.
Однако, голосовой фишинг не ограничивается звонками. Чаще всего вишинговая атака начинается с СМС-сообщения, из-за чего некоторые пользователи считают вишинг и смишинг (фишинг с использованием СМС-сообщений) одним и тем же. Однако, несмотря на схожие цели и методы, вишинг и смишинг сильно отличаются друг от друга. Давайте быстро рассмотрим их различия и узнаем побольше о голосовых фишинговых атаках.
Чем вишинг отличается от фишинга?
В смишинговых атаках мошенники отправляют жертвам СМС-сообщения, пытаясь убедить их перейти по вредоносной ссылке или ответить на сообщение личной информацией. Весь процесс обмана цели состоит исключительно из обмена текстовыми сообщениями.
А чтобы провести вишинговую атаку, злоумышленник должен наладить голосовой контакт с жертвой. В этом случае сообщение используется только для того, чтобы заставить жертву набрать номер, указанный в сообщении. Это позволит мошенникам продолжить атаку или убедиться, что номер принадлежит цели.
4 этапа вишинговой атаки
Если вы предоставили свои банковские данные мошеннику, то первое, что нужно сделать – связаться со своим банком. Позвоните в компанию, обслуживающую вашу кредитную карту и запросите отмену подозрительных транзакций.

Вишеры очень убедительно угрожают и разговаривают с жертвой. Обычно они представляются сотрудниками правоохранительных органов или банковскими работниками, сообщая цели, что ее счет был взломан. После этого жертве предлагается установить вредоносное ПО, замаскированное под легитимное приложение или упакованное в обычный ZIP-архив.
Однако, голосовой фишинг не ограничивается звонками. Чаще всего вишинговая атака начинается с СМС-сообщения, из-за чего некоторые пользователи считают вишинг и смишинг (фишинг с использованием СМС-сообщений) одним и тем же. Однако, несмотря на схожие цели и методы, вишинг и смишинг сильно отличаются друг от друга. Давайте быстро рассмотрим их различия и узнаем побольше о голосовых фишинговых атаках.
Чем вишинг отличается от фишинга?
В смишинговых атаках мошенники отправляют жертвам СМС-сообщения, пытаясь убедить их перейти по вредоносной ссылке или ответить на сообщение личной информацией. Весь процесс обмана цели состоит исключительно из обмена текстовыми сообщениями.
А чтобы провести вишинговую атаку, злоумышленник должен наладить голосовой контакт с жертвой. В этом случае сообщение используется только для того, чтобы заставить жертву набрать номер, указанный в сообщении. Это позволит мошенникам продолжить атаку или убедиться, что номер принадлежит цели.
4 этапа вишинговой атаки
- Разведка. Атака мошенников начинается со сбора информации о жертве. Злоумышленники могут отправлять потенциальным жертвам фишинговые электронные письма, надеясь, что им ответят и предоставят контактную информацию.
- Звонок. Если жертва уже была обманута фишинговым электронным письмом, она, скорее всего, не будет настороженно относиться к человеку, который звонит ей по телефону, представляясь отправителем письма.
- Разговор. Как только мошеннику удается связаться с кем-то по телефону, он начнет давить на доверие, страх, жадность или потребность в помощи у своей цели. Если эта стратегия срабатывает, и жертва поддается давлению злоумышленника, то он может попросить её:
- Предоставить информацию о банковском счете и данные кредитной карты;
- Предоставить адрес электронной почты
- Перевести деньги;
- Отправить конфиденциальную документацию, связанную с работой;
- Предоставить информацию о своей компании.
- Профит! Однако, на этом атака не заканчивается. Получив всю нужную информацию, злоумышленники могут продолжать атаку. Например, опустошить банковский счет жертвы, использовать ее личные данные в своих целях или совершить покупки с использованием украденных данных кредитной карты. Кроме того, мошенники могут попробовать обмануть коллег цели, отправляя письма от ее имени и пытаясь получить конфиденциальные корпоративные данные.
- Предупреждение о том, что с банковским счетом или платежом жертвы что-то не так. Чтобы решить “возникшую проблему”, злоумышленники просят цель сообщить свои логин и пароль или совершить новый платеж
- Непрошеные кредитные или инвестиционные предложения. Мошенники предлагают жертвам такие условия, которые слишком хороши, чтобы быть правдой. В таком случае злоумышленники давят на жадность, пытаясь убедить жертву в том, что она может заработать состояние или погасить все свои долги, сделав одну небольшую инвестицию, предлагая провести оплату прямо во время звонка.
- Звонки от имени администрации социального обеспечения. Обычно мошенники угрожают приостановить или аннулировать номер социального обеспечения клиента. В зависимости от того, насколько успешно прошла атака, злоумышленники могут похитить данные и деньги жертвы.
- Предупреждение о том, что у пользователей есть неоплаченные налоговые счета или другие штрафы и требуют немедленно перезвонить. Налоговая афера IRS.
- Звонок с сообщением, что получатель выиграл ценный приз. Однако перед получением приза жертве якобы необходимо осуществить предварительную оплату.
- Не разговаривайте с неизвестными абонентами, особенно если они просят подтвердить или предоставить конфиденциальные данные.
- Внимательно следите за тем, кто говорит по телефону. Прислушайтесь к его речи и дважды подумайте, прежде чем что-то сказать. Опять же, не разглашайте никакой личной информации.
- Задавайте вопросы. Если звонящий предлагает вам бесплатный приз или пытается что-то продать, попросите подтвердить, кто он и где работает. Прежде чем предоставить свои данные, проверьте любую информацию, предоставленную звонящим. Повесьте трубку, если вам отказываются сообщить эти данные.
- Добавьте свой номер телефона в национальный реестр «Не звонить»
- Никогда не отвечайте на электронные письма или сообщения в социальных сетях, если в них спрашивают ваш номер телефона.
Если вы предоставили свои банковские данные мошеннику, то первое, что нужно сделать – связаться со своим банком. Позвоните в компанию, обслуживающую вашу кредитную карту и запросите отмену подозрительных транзакций.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти
Комментарий от Трупак Шампур
Раньше очень популярным методом развода в СНГ было присылать смс-ки "Ваща карта Сбербанка заблокирована, позвоните по телефону ХХХ". Примитивно, но сколько народу на этой теме развели это жесть
Комментарий от Учитель Математики
Комментарий от Трупак Шампур
Комментарий от Учитель Математики
Но верю тебе охотно